Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нож в воде / Nóz w wodzie (1962)

Название: Нож в воде
Оригинальное название: Nóz w wodzie
Год выхода: 1962
Жанр:
триллер, драма
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Леон Немчик, Йоланта Умечка, Зыгмунт Малянович

О фильме:
Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина — по дороге на Мазурские озера, где они собираются провести уик-энд, подбирают молодого автостопщика. Хозяин яхты приглашает его провести с ними день на озерах. Анджей пытается использовать любую возможность и любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость. Напряжение нарастает, доходит до физического столкновения.

 


https://www.kinopoisk.ru/film/11643/

Страна: Польша
Студия: Zespol Filmowy "Kamera"
Продолжительность: 01:34:24

Звук:
Аудио #1: AC3, 2 ch, 224 Кбит/c | Профессиональный многоголосый
Аудио #2: AC3, 2 ch, 224 Кбит/c | Авторский (А.Матвеев по переводу Ольги Левицкой)
Аудио #3: AC3, 2 ch, 224 Кбит/c | Польский

 

 

  • «Нож в воде» — первый польский фильм, номинированный на «Оскара».
  • Яхта, которая снялась в фильме, прежде принадлежала Герингу. Во время Второй мировой войны она была затоплена на Мазурских озерах, но потом поднята с дна и восстановлена. Ее настоящее имя — «Рекин», что означает «акула».

  • Зигмунт Малянович, актер исполнивший роль Юноши, — брюнет, поэтому для роли волосы пришлось окрасить в белый.
  • Первоначально Полански видел в качестве исполнителя роли Юноши своего со-автора Ежи Сколимовского, окончившего на тот момент актерскую школу, но от идеи пришлось отказаться в пользу профессионального актера Зигмунта Маляновича.

 

  • Музыку к фильму написал Кшиштоф Комеда, игравший на тот момент в подпольном джазовом оркестре. Полански оказалось достаточным показать Кшиштофу фильм, чтобы тот проиллюстрировал некоторые моменты. Это был первый польский фильм, в котором был использован джаз.

  • По словам Полански в первый же съемочный день он выбросил сценарий в озеро, посчитав что написанные реплики не ложились органично на игру актеров.
  • Для съемок был изготовлен плот, сопровождавший яхту во многих сценах, когда камера не могла находится на самой яхте.

  • Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки (по словам Полански, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами.

  • В сцене, когда Юноша забирается на яхту, после того как Кристина остается одна, непрофессиональная актриса Йоланта Умечка никак не могла достоверно отреагировать на внезапное появление Юноши. Поэтому один из ассистентов режиссера в тайне от актрисы выстрелил в нужный момент холостым патроном над ухом Йоланты. Этот дубль и вошел в фильм.

 

V.A.N.

История стара как мир. Двое мужчин, одна женщина. Самцы борются за самку. Как бы цинично это ни звучало, но так и есть. В фильме практически нет никакого действия — только три главных героя и вода. Ах да, забыла, ещё и нож.

Мне осталось непонятным, с какой стати гость Анджея и Кристины вообще решил вступить в соревнование за даму? Кто он вообще такой? Пара отдыхает, никому не мешает. Но тут появляется незнакомец, который почему-то решил, что он сильнее Анджея и имеет право ему что-то указывать, а значит даму может забрать себе. Полное отсутствие логики. Дама, тем временем, предпочитает молчаливо наблюдать за героями. И тут в дело вступает нож. Чем всё закончилось — рассказывать не буду, а то вообще будет неинтересно смотреть.
 
В фильме очень много психологии, много диалогов. Отдельно хочется отметить великолепнейшую работу оператора, ибо снимать такие фильмы очень сложно. А здесь всё получилось очень красиво, стильно и правильно.
Шикарнейший дебют Поланского. Добавить больше нечего. Да и не нужно.

 

Эль ЧуПанебрей

«Нож в воде»

-Ты такой же, как и он…
Гениальное кино! Уже в своем первом фильме Полански показал себя настоящим художником и мастером своего дела. Отлично прописанные характеры всех трех героев, потрясающие съемки, талантливая режиссура. Такая замусоленная история конфликта двух поколений заиграла в произведении Поланского свежими красками. Нынешним режиссерам надо бы поучиться у Романа как надо снимать свой дебютный фильм. Это вам не какое-нибудь фестивальное кино и не выпендрежный арт-хаус. Это самый настоящий шедевр, образец «чистого кино».

«Нож в воде» смотрится с большим интересом и буквально на одном дыхании. Во многом этому поспособствовал стиль Поланского — остро отточенные кадры (темные очки, белое лицо), где все продумано до мелочей. Актерские работы Леона Немчика, Иоланты Умецки, Зигмунта Маляновича. Каждый из трех персонажей по-своему интересен и к ним быстро проникаешься. Полански как следует, натренировался на своих короткометражках и уже в своей первой работе выдал очень гармоничное, почти идеальное по форме и наполнению кино.

«Нож в воде» — теперь один из моих любимых фильмов Романа. Это единственный его фильм, снятый в Польше и один из самых камерных. Гениальная, на мой взгляд, задумка — все основное действие перенести на маленькую яхту двух супругов. Фильм наполнен до краев психологизмом. Оттого может показаться, что это вполне реальная психологическая драма трех оторванных от мира людей. Но не все так просто — много мысли, порой бессвязной, но от этого еще более интересной.

Вообще это свойственно многим фильмам Романа — легкая недосказанность, а также страсть режиссера к открытым концовкам и закольцованному повествованию. Все это есть и в «Ноже». Поэтому поклонникам Поланского надо посмотреть в обязательном порядке. Не обходите стороной этот замечательный ранний фильм знаменитого ныне автора. Он заслуживает хотя бы одного просмотра:
10 из 10

Первое, что замечаешь, начиная смотреть этот фильм, так это превосходную операторскую работу. Кадры настолько лаконичны и просты, настолько хорошо построены, что радуется глаз. И ничего лишнего.
Три актера. Слышал, что Хичкок мечтал снять фильм, уместив всю съемочную площадку в лодке. Полански далеко не ушел: 3/4 действия фильма разворачивается на небольшой яхте.

Сюжет тонок, идея стара как мир: столкновение 2-х поколений, отцов и детей. Почему «Нож в воде»? Нож здесь является символом молодости, дерзости гостя хозяев яхты, которого они взяли себе в попутчики. Молодой человек всегда носит его с собой. Это его орудие, подспудный козырь в игре с Анджеем и с представителями старшего поколения.

Пытаясь как можно быстрее водить острием ножа между пальцев, парень дает знать о своей ловкости и быстроте реакции, хотя бывает сам себя ранит. Это не игра в «соломинку», где залогом победы является терпение, аккуратность, расчет, присущие Анджею. Здесь поощряется риск. Стремясь подражать своему молодому гостю, Анджей понимает, что ему не повторить его трюк.

Посмеиваясь над юношей, ставя его в глупое положение, сталкивая с корабельным бытом, с которым тот совершенно незнаком, он чванливо показывает свое превосходство, дает ощутить разницу в возрасте, в опыте, в понимании жизни, которая их разделяет. Юноша любит ходить пешком, Анджей любит плавать на яхте. Ходьба — это, прежде всего, активность, непоседливость, постоянное движение вперед. Плавание на яхте требует определенных умений. Яхта может стоять, может неспешно скользить по воде, либо нестись со скоростью несколько узлов. Все зависит от ветра, который надувает парус. Но когда наступил штиль, юноша взял весло и принялся грести: он не хочет останавливаться.

Что касается Анджея, то у него есть свой «нож» — его жизненная мудрость, опытность, уверенность в себе, невозмутимость. Показательна финальная сцена: автомобиль стоит на перекрестке, Анджей не знает, как поступить…

Герои похожи. Юноша — отражение Анджея, смотрящего на него с высоты своих лет. Только Анджей находится в плену своего тщеславия, представляя собой образ видавшего виды мужчины, познавшего жизнь. Он выпендривается перед юношей, завидуя его молодости. Тот, в свою очередь, прост и непосредственен. Но завидует опытности Анджея, горит желанием научиться тому, что он умеет.
Полански ненавязчиво, мастерски ведет сюжетную линию. Строгий стиль, эффектная музыка. Замечательный дебют великого режиссера.

stenley kubric

«Нож в воде». Реж. Роман Полански. 1962г.
После съемок картины «Два мужика со шкафом» режиссер Раймунд Либнинг (псевдоним — Роман Полански) обрел мировую известность. В 29 лет он снимает свою девятую картину «Нож в воде». Здесь Полански использовал весь характер режиссерской работы, показал связь «старого» и «нового» поколений.

Сюжет довольно необычен. Супруги Анджей и Кристина едут в отпуск на собственной яхте, как им на пути подворачивается попутчик, путешествующий автостопом. Ввиду того, что незнакомцу некуда идти, Анджей приглашает ему провести отпуск вместе. Попутчик соглашается.

Полански подчеркивает отношение Анджея к молодому незнакомцу (символично — «старого» поколения к «новому»), того, что Анджей постоянно находит повод усмехнуться над ним, показать его беспомощность перед различными бытовыми ситуациями.

Полански вложил в картину злободневные социальные вопросы. Проблема нравственности и уважение к старшим (уходящему поколению) прослеживается в этой картине, режиссерская работа подана так, что нельзя зацепиться за позицию самого Поланского, что наводит на другие вопросы по разбору фильма.

В сюжет проникает на первый взгляд ничем не приметный нож, который приблизит фильм к завершению. Нож — это символ силы, борьбы — всех тем признаков, которые присущи молодому поколению. При виде ножа Анджей пытается увести тему борьбы с физической на нравственную. Подчеркивает, что в этом вопросе он сведущ гораздо глубже кого — либо другого.

Не удается связать картину с личной биографической жизнью Поланского. То же самое мы видим в его последующей картине «Отвращение». Личное отношение к проблеме к проблеме и перенесение его на экран мы можем наблюдать в более поздних работах режиссера ("Пианист» 2002г.), когда Полански забрался на определенную ступень в мировом кино, со способностью полной самостоятельной работы. Картина «Нож в воде» приносит ему номинацию на Оскара за лучший иностранный фильм, но заветного Оскара он получит только спустя 40 лет.

 

Jolanta Umecka

Польская непрофессиональная актриса.

Училась в Музыкальной академии, когда режиссер Роман Поланский пригласил исполнить главную женскую роль Кристины в психологической драме "Нож в воде" (1962).

Позже снялась ещё в четырех фильмах. После 1965 года в кино не снималась. Закончила учёбу в Музыкальной академии и работала учителем музыки в одной из варшавских школ.

https://www.imdb.com/name/nm0880840/

https://www.kinopoisk.ru/name/197694/

 

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz